Шрифт: Arial Times
Размер: A A A
Кернинг: абв абв абв
Цвета: Ц Ц Ц Ц
Воротынский район
Официальный портал органа местного самоуправления Нижегородской области

Мы выбираем жизнь


Ссылки

Рейтинг@Mail.ru

Тиц


Яндекс.Метрика
ГосуслугиЗаконодательное собрание
Администрация Нижнего НовгородаГородская дума Нижнего Новгорода
Правительство Нижегородской областиПолпред президента в ПФО

Баннер ИПГУ

Баннер ИПГУ

Молодежная политика

ОПЕКА И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО

Органы управления Воротынского муниципального района

Село Воротынец и его Спасская церковь

Село Воротынец и его Спасская церковь

 

Дюжаков Александр Михайлович

руководитель Воротынского районного

детского краеведческого экскурсионного бюро «Родной край»,

Заслуженный учитель РФ.

 

Александров Алексей Валентинович

член Воротынского районного

детского краеведческого экскурсионного бюро «Родной край».

 

Воротынец и его  храм в XVI – начале XIX вв.

 

До середины XVI века князья Воротынские владели крупным удельным княжеством в верховьях Оки. Центром удела был город Воротынск, но он был изъят Иваном IV во время опричнины. Выдающийся  русский полководец князь Михаил Иванович Воротынский, отличившийся при взятии Казани и создавший устав пограничной службы Руси, взамен «верховских» земель получил в 1569 г. в качестве вотчины часть города Стародуб Ряполовский (ныне Городок на Клязьме) и сёла Мошок в Муромском уезде, Кня(г)инино и  Фокино в Нижегородском уезде. На этих землях в первой четверти XVII века и возникло новое поселение, названное в память об утраченном родовом городе.

Первое письменное упоминание о селе находим в Писцовой книге Дмитрия Васильевича Лодыгина, Василия Ивановича Полтева и дьяка Дементия Образцова 1621-23 гг.: «... село Воротынеск на ключе и на речке на Молд/в/яже поселилось ново на лесу, а в селе церковь Нерукотвореново Спасова образа древяна клетцки да предел Олексея человека Божья да предел князя Михаила Черниговского и боярина его Федора, а в церкве образы и свечи и ризы и сосуды церковные и книги и на колокольнице колокола строенье вотчинника боярина князя Ивана Михайловича». Было в ту пору в селе 3 двора церковного причта, 23 крестьянских и 3 бобыльских двора [1].

Именно фраза «поселилось ново» вызывает разногласия у исследователей: одни читают её как «поселилось вновь», т.е. на старом месте, бывшем какое-то время пустошью [2]. Другие толкуют слово «ново» как «совершенно новое, ранее не существовавшее» поселение [3]. Очевидно, что последнее слово остается за лингвистами – знатоками особенностей языка наших предков, живших в XVII веке.

В духовной грамоте Ивана Михайловича Воротынского датированной 1626 – 1627 гг. также фигурирует Воротынец - Воротынеск: «...в Нижегородцком уезде село Княинино з деревнями да сельцо Воротынеск, да сельцо Троецкое Бармино то ж, да Фокино селище и Кременки с пустошьми» [4].

В Переписной книге Закудемского стана 1677 - 78 гг. среди населенных пунктом вотчины, принадлежавшей боярину князю Ивану Алексеевичу Воротынскому, названо «село Воротынск  а в нем церковь Всемилостиваго Спаса Нерукотвореннаго образа да Алексея человека Божия да князя Михаила Черниговского и болярина его Феодора» [5].  

В конце XVII века, род Воротынских прервался, и их «выморочные» вотчины  был отписаны  в дворцовое ведомство. В 1700 году государь Петр I пожаловал Барминскую волостьи, на землях которой стоял Воротынескъ–Воротынец, своему сподвижнику графу Ф.А. Головину – генерал-адмиралу, первому кавалеру ордена Андрея Первозванного.

Находясь во владении Головиных, Воротынец стал одним из наиболее развитых и богатых сел Нижегородского края. Здесь была построена полотняная фабрика на 200 станов, кожевенный заводик. На предприятиях трудились крепостные крестьяне.

Судя по сохранившемуся плану Генерального межевания последней четверти XVIII века, значительную часть села Воротынца составляли сады. До сих пор место, на котором стояли усадебные постройки, называют «Барскими горами». П. И. Мельников-Печерский в «Бабушкиных россказнях», упоминает о головинском поместье, «о богатом Воротынце, об его садах, пристанях, картинных галереях и богатствах диковинного имения» [6].

     В 1808 году про Воротынец было составлено нижеследующее описание:

 «Село Воротынец в 11 верстах от уездного города, дворов - 260, население по пятой ревизии 1795 года: мужчин 601, женщин - 770. Владение действительного тайного советника Николая Николаевича Головина.

Село расположено…при большой столбовой дороге, лежащей из города Василя в город Сергач. В селе церковь деревянная во имя Спаса Нерукотворного образа с двумя приделами: первый - на южной стороне во имя Алексия, чело-века Божия, второй - на северной стороне во имя великомучеников князя Михаила и боярина Федора Черниговских чудотворцев, и дом господский деревянный, при нем два регулярных сада с плодовыми деревьями, в оран-жереях лимонные, апельсиновые, персиковые, цитрусовые деревья разных сортов.

Имеется господская полотняная фабрика с 25 станами и построенные для торга лавки деревянные. На той фабрике вырабатываются холсты и русские полотна до пяти тысяч аршин в год и употребляются для крестьянского расхода, а немалое число отправляют на бываемую в городе Макарьеве ярмарку на продажу. В селе бывают каждую неделю по понедельникам торги в выстроенных небольших лавках, на которые съезжаются разных селений жители и с всякими мелочными товарам.

Крестьяне состоят на оброке, промышляют хлебопашеством. Женщины сверх полевых работ упражняются в рукоделии, прядут лен и шерсть, ткут холсты и сукна для себя и на продажу»[7].

На основе приведенных нами документов, можно сделать вывод, что в селе Воротынец в начале XIX века существовала трехпрестольная деревянная церковь в честь Нерукотворного Образа Спасителя. Позволим себе задаться вопросом: случайно ли наличие в Воротынском храме двух приделов в честь святых Михаила Черниговского и Алексея, человека Божия? Вряд ли, поскольку «просто так» в истории ничего и никогда не бывает. Святой князь Михаил – предок рода Воротынских, Михаил Иванович был крещен в его честь. В марте 1610 года у Ивана Михайловича Воротынского родился сын, крещенный в честь Алексея, человека Божия. Поэтому логично предположить, что строя в Воротынце церковь, Иван Михайлович Воротынский приказал два боковых придела посвятить небесным покровителям погибшего отца и родившегося сына.

 

Спасская церковь в Воротынце в XIX – начале XXI вв.

К началу XIX века деревянный храм в селе Воротынец обветшал. В 1804 году в Нижегородской Духовной Консистории рассматривался вопрос о ремонте обивки его глав. Разрешение было дано, и храм был отремонтирован [8].

В 1810 году в Воротынце произошел большой пожар, в результате которого деревянный храм Спаса Нерукотворного, помещичья усадьба, вотчинное правление, дома церковнослужителей и большинство крестьянских дворов сгорели. После этой трагедии владелец села граф Николай Николаевич Головин, и прихожане приняли решение отстраивать вновь уже каменную церковь. Благословение на новое строительство было получено из Святейшего Синода, куда сразу же после пожара из Нижегородской Духовной консистории была отправлена подробная опись убытков, а в дальнейшем и так называемая «счетная выписка                о расходах, для строящейся в с. Воротынце каменной церкви»[9].

Строительство новой церкви началось в 1812 году, судя по планам села 1784 г. и 1867 г., приведенным в книге «Сады и парки Горьковской области», на месте сгоревшей деревянной, на средства графа Николая Николаевича Головина и пожертвования прихожан  и завершилось в 1814 году. В церкви уже было освящено только два престола: главный – в честь Нерукотворного Образа Спасителя и придельный – во имя святителя Николая чудотворца.

Храм относится к так называемому «провинциальному классицизму» и по воспоминаниям старожилов был очень красивым по своему архитектурному облику и внутреннему убранству. После 1812 года этот стиль получил повсеместное распространение. Столичные и губернские архитекторы создавали «образцовые» проекты, по которым шло строительство в уездных городах и больших селах. Так в Васильском уезде практически одновременно были постро-ены очень похожие друг на друга храмы в Воротынце, Васильсурске (1828 г.) и Спасском (1840 г.).

Воротынский храм в честь Нерукотворного Образа Спасителя представлял собой каменное соору­жение с куполом на большом барабане, четырьмя малыми декоративными куполами по углам основного объема, одноапсидным алтарем, трапезной и ярусной колокольней над западным входом.

Центральный объем был вытянут по поперечной оси и имел с се­вера и юга портики с колоннами ионического ордера и треугольными фронтонами с лепными украшениями.

Наружные стены трапезной и алтаря были гладкими, лишь по центру над окнами проходил горизонтальный фриз.  

Стройный объем колокольни в виде пирамидальной компози­ции из последовательно уменьшающихся по высоте ярусов завер­шается небольшим куполом и стремительно вознесенным вверх шпи­лем с крестом.

Строгому и сдержанному внешнему облику церкви был противопоставлен его интерьер, украшенный великолепным лепным декором. В простенках между окнами стояли полуколонны ионического ордера, шесть из них сохранились в алтаре до сих пор. Свод притвора и подкупольные паруса украшали росписи.

Пространство храма прекрасно дополнял деревянный резной иконостас. Над западным входом размещался балкон для хора.

Спасский храм окружала кованная железная ограда на кирпичном цоколе и столбах с белокаменными деталями, церковный участок с кладбищем XVII — начала XX в.

По чертежам, полученным из Государственного архива, нами были проведены обмеры храма:

  • общая длина по оси «А – В» – 32 м;
  • длина без колокольни и западной паперти – 22 м;
  • ширина притвора по оси «C – D» – 10 м;
  • ширина храмового зала с северной и южной папертями – 20 м;
  • радиус алтаря – 5 м;
  • высота полукупола алтаря – 3.5 м;
  • максимальная высота алтаря – 9 м;
  • диаметр большого купола – 7 м;
  • высота купола – 5 м;
  • высота подкупольного пространства храмового зала – 14.5 м;
  • высота колокольни со шпилем и крестом – 25 м;
  • высота шпиля на колокольне – 6 м;
  • ширина оконных проёмов – 1.3 м;
  • высота оконных проемов – 2.5 м;
  • всего окон в храме – 10;
  • колонны на папертях – 18 (по 6 на паперти);
  • высота колонн – 5.5 м;
  • высота декоративных колонн внутри храма – 4 м;
  • высота арок храмового зала – 8 м.

После пожара 1810 г. уцелели лишь некоторые святыни старой церкви, перенесённые в новый каменный храм. Долгие годы в нем хранилось несколько вкладов Головиных, а именно: икона Божьей Матери «Утоли мои печали» (1793 г.); икона Смоленской Божьей Матери (1767 г.); икона Нерукотворенный Образ Спасителя (1753 г.), икона Владимирской Божьей Матери (1752 г.). Все вышеназванные иконы имели серебряные с позолотой оклады. Наряду с иконами хранились так же два напрестольных Евангелия – 1748 и 1755 годов, также вынесенные из сгоревшего  деревянного храма [10].

Николай Нико­лаевич Головин стал последним владельцем Воротынца. Вся жизнь известного на всю страну щеголя и мота протекала в непрерывных развлечениях и удовольствиях. После смерти графа его имение получило всероссийскую «известность». Родственники отка­зались принять наследство, чтобы не платить огромных долгов кредиторам. Правитель­ство «придумало» способ удовлетворить кредиторов. Целый год в «Сенатских Ведомостях» печаталось объявление, извещавшее о предстоящей грандиозной правительственной лотерее, в которой выигрышем будут нижегородские села Воротынец, Семьяны, Белавка и ряд деревень в Орловской губернии, а также дома  в разных городах и прочее.

Розыгрыш состоялся в 1823 г. Село Воротынец досталось пяти жителям города Одессы: врачу Стуббе, чиновнику Закревскому, купцу Серато, ку­печеской вдове Трюминой и унтер-офицеру Кириллову. Все пять одесситов, не зная, что делать            с громадным имением, находящимся в тысяче верст от их жительства, немедленно уступили свои «поме­щичьи» права Удельному Ведомству, которое выплатило каждому из них по 200 000 рублей.

Был образо­ван Воротынский приказ, ко­торый управлял всеми делами   до отмены крепостного права в государственной деревне в 1863 году.

Наряду с хлебопашеством и садоводством жители, ставшие удельными крестьянами, занимались торговлей. В Воротынце появились целые династии местных купцов, которые будучи православными христианами, не забывали заботиться и о благоукрашение местного Спасского храма.

В 1888 году приход храма в честь Нерукотворного Образа Спасителя объединял 3037 прихожан Воротынца и соседней деревни Елвашка. Церковь имела 53 десятины земли.

В 1904 году в Воротынском приходе числилось 1720 мужчин и 1893 женщин. Среди церковного клира за этот год известны имена следующих священнослу-жителей: настоятель - иерей Александр Александрович Рувимов (с 1901 г.); второй священник - иерей Аркадий Дмитриевич Новинский (с 1902 г.); дьякон И.В. Дроздов (с 1895 г.); псаломщик А. А. Смирнов. Наряду с этим по докумен-там числился в качестве старосты крестьянин М.Я. Плаксин (с 1895 г.), а так же заштатные престарелые клирики: священник - Андрей Иванович Цветков; свя-щенник - Дмитрий Антонович Новинский, соборный дьякон - М.П. Бланков [11].

В советский период в 1930 году в Воротынский Административный Отдел было подано заявление от учредителей православной общины о её официальной регистрации. «Заявление, для совместного удовлетворения религиозных потребностей мы, граждане в числе 1150 человек, принадлежащие к Православной Патриаршей церкви, возглавляемой Патриаршим Местоблюстителем, а ныне временно его заместителем Митрополитом Сергием Страгородским, который состоит и Митрополитом Нижегородским в Нижегородском округе. Управляющим епископом состоит епископ Александр Похвалинский. Решили образовать Воротынское православное религиозное общество. Район деятельность объединения будет распространяться на село Воротынец, поселок Казанский и поселок Юрты»[12].

 В   1930-е   годы   в   Спасском   храме   были   зарегистрированы   следующие священнослужители:

  • священник Красовский  Владимир  Васильевич, 1884 г. рождения, служил в храме с 1914 года.
  • священник Дроздов Иван Иванович, 1888 г. рождения, уроженец города Горбатова Павловского района, служил в Воротынском храме с 1922 г. по 1930 г. До этого служил в с. Крутец.  В 1936 году отец Иоанн Дроздов, будучи священником церкви с. Исаково Курмышского района, находился под арестом 3 месяца. 30 июля 1937 года он был вторично арестован и расстрелян 4 ноября того же года по приговору «тройки».  
  • дьякон Кузнецов-Дертев Петр Васильевич, 1899 г. рождения, служил в храме с 22   сентября   1924  года. 10 декабря 1932 г. отец дьякон Петр Дертев был арестован и 23 февраля 1933 г. приговорен «тройкой»  к 5 годам лагерей.
  • псаломщик, затем дьякон Дроздов Петр Павлович, 1870 г. рождения, уроженец с. Хохлома Семеновского района, служил при храме с 1914 года.  В 1933 году отец дьякон Петр Дроздов был арестован 6 февраля 1933 года и 13 апреля того же года был приговорен «тройкой» к 3 годам ссылки в Северный край.
  • псаломщик Васин Михаил  Васильевич, 1906 г. рождения, служил при  храме с середины 1920-х гг. [13].

        В 1937 году храм в Воротынце был закрыт. Здание использовалось как склад колхоза, затем  райпотребсоюза.

В конце 1950 – начале 1960-х гг. началась его реконструкция: убрали купола, снесли колокольню и западную паперть, надстроили второй этаж. В 1967 году здесь был открыт районный Дом культуры.

В Великую Среду Страстной седмицы (19 апреля) 1995 г. состоялось   новое освящение  храма Нерукотворного Образа Христа Спасителя. Прошла первая служба. Вернулись на стены часть икон,  сбереженных верующими.

Первое десятилетие настоятелем возрожденного храма был иерей Сергий Тельнов. Затем настоятелями были иереи Борис Матвеев (2005 – 2006 гг.), Василий Лютянский (2006 – 2007 гг.), с июля 2007 г. – иерей Андрей Самсонов.

Трудно будет возродить Воротынский храм в былом его величии и красоте. Слишком много потрудились в годы гонений на Церковь над его разрушением и осквернением. В настоящее время в Воротынце создан благотворительный фонд по реставрации храма. Приведение храма в порядок должно стать, как и его строительство, всенародным делом, дос­тойным Церкви.

 


Примечания

 

[1] РГАДА. Ф.1209. Оп.1. Д.292. Ч. 1. Л. 40; Д. 7481. Ч. 2. л. 45 об.

[2] Козяков В.Ф., Не забывай предков своих//Воротынская газета. 2008. № 39, 26 сентября. С. 6

 [3] Юрищев М.А., Давыдова А.А., Кто и когда основал Воротынец? Документы и факты//Записки краеведов (Сост. О.А. Рябов) – Нижний Новгород: издательство «Книги», 2008. С. 173.

 [4] Беликов В.Ю., Колычева Е.И., Документы о землевладении князей Воротынских во второй половине XVI – начале XVII вв.//Архив Русской Истории. Вып.2. С. 93 – 121.

[5] РГАДА. Ф. 1209. Оп. 1. Д. 7530. Л.316об.) Книга переписная Закудемского стана 1677/78 г.

[6] Мельников П.И. Бабушкины россказни//Рассказы и повести. – М. Правда. 1982. С. 217.

[7] Ледров С., Межевание   земли   в Воротынце   в   18-19   веке// Ленинский путь, № 46, 1988 г.

[8] ГУ ЦАНО Ф. 570, оп. 556, Д. 1, Л. 144 - (1804 г.) (Разрешение Нижегородской Духовной Консистории о ремонте обивки глав воротынского храма)

[9] РГИАФ. 1076, on. 1, Д. 119-(1810-1812 гг.). (Счетная выписка о расходах для строящейся в с. Воротынце каменной церкви)

[10] ГУ ЦАНО Ф. 569, оп. 1779-а, Д. 6 -, Лл. 2-2-об. (Опись памятников церковных древностей Васильсурского уезда)

[11] ГУ ЦАНО, Ф. 2878, оп. 10, Д. 1, Лл. 1-105 (Протоколы общих собраний верующих, списки и анкеты служителей культа и описи церковного имущества)

[12] ГУ ЦАНО Ф. 2878, оп. 3, Д. 24 (Списки религиозных общин  по Воротынскому району)

[13] Там же.


   


МФЦ

ГИА

Лето-2018

Телефон горячей линии по вопросам незаконных сборов денежных средств с родителей обучающихся в общеобразовательных организациях и вопросам установления требований к одежде обучающихся (введение школьной формы):  8(83164)32518

Туризм в Воротынском районе

Экстренные службы

Телефоны экстренных служб Воротынского муниципального района
ЕДДС 2-27-37



Дизайн шаблонов - студия «Графит»
система управления «TreeGraph»